Как смотреть велогонки: базовая информация о велоспорте

  • 01 июля 2016 19:46:50
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 1293
  • 0
Часть первая.


1. Существуют ли правила в велоспорте? Кто их устанавливает?


Весь мировой велоспорт живет по правилам, утвержденным Международным союзом велосипедистов – Union Cycliste International, сокращенно UCI. Главный штаб UCI находится в Швейцарии. Организация была основана в 1900 году, то есть за три года до проведения первого в гранд тура. Сейчас президентом UCI является британец Брайан Куксон (на фото). В полномочия UCI входит написание правил и регламентов крупных соревнований, проведение чемпионатов мира, регистрация рекордов скорости, сотрудничество с антидопинговыми агентствами, создание календаря и ранжирование велогонок. Также эта организация контролирует и устанавливает правила не только в шоссейном велоспорте, но и в таких дисциплинах как трековый велоспорт, маунтинбайк, циклокросс, BMX, художественная езда на велосипеде и велобол. В нашем материале мы остановимся на шоссейном велоспорте.
 

2. Как выбирать гонки и понять что нужно смотреть?


Тут мы должны должны сказать спасибо ребятам из UCI, они уже собрали все значимые велогонки в свой календарь. Всем будущим и нынешним болельщиками мы рекомендуем обратить внимание именно на этот документ в первую очередь. В нем указаны гонки всех категорий в каждом из видов велоспорта. Мы бы советовали вам начать знакомство с велоспортом с гонок мирового тура, полный перечень этих гонок можно найти во вкладке UCI WorldTour. Также стоит отметить, что в данный календарь не входят национальные чемпионаты, чемпионаты мира и олимпийские игры. Подробнее о категориях гонок мы возможно расскажем в следующих материалах. А сейчас давайте посмотрим внимательнее на календарь мирового тура.




3. Какие бывают гонки? И их характеристики?


Самый очевидный способ классифицировать гонки календаря мирового тура – это их продолжительность. Сразу бросаются в глаза три обособленные категории:


1) Однодневки: «Милан – Сан-Ремо», «Париж – Рубэ», «Тур Фландрии», «Льеж – Бастонь – Льеж» и прочие. Эти гонки являются классическими гонками и проходят в рамках одного дня.


2) Многодневки: «Париж – Ницца», «Тиррено – Адриатико», «Критериум дю Дофине», «Тур Швейцарии» и другие. Этот класс гонок проходят на протяжении 6 – 9 дней.


3) Гранд-туры или супер-многодневки. Данных гонок всего три и даже если вы только начинаете увлекаться велоспортом, вы точно слышали хотя бы об одной из них: «Джиро д'Италия», «Тур де Франс», «Вуэльта Испании».



Основными характеристиками самой трассы могут быть следующие:

 
  • протяженность, то есть километраж, самой длинной однодневкой, например, является «Милан – Сан-Ремо», ее протяженность составляет почти 300 километров;
  • профиль трассы – холмы, горы и спуски с них, все эти детали добавляют гонке тактических особенностей;
  • вид дорожного покрытия – помимо асфальта, это может быть и булыжная мостовая как на северных однодневках, так и грунтовые участки как на итальянских гонках.


Из вариаций всех вышеупомянутых характеристик складывается общая картина маршрута гонки. Это может быть очень тяжелая горная многодневка, как прошедший недавно «Тур Швейцарии», ну или условно плоская булыжная однодневка как «Париж - Рубэ». Про гранд-туры мы даже не говорим, так как они являются сложным набором трасс всех возможных вариаций. Именно поэтому победа на гранд-туре – это самое престижное достижение в велоспорте. Характер и требования к гонщикам у данных гонок абсолютно разные. Об этом мы расскажем ниже.
 

4. Какие цели преследует команда на гонке?


Кажется, что это на этот довольно глупый вопрос есть очевидный ответ – это конечно же победа. Но не все так просто. Все команды сильно различаются по бюджетам, уровню гонщиков, квалификации персонала и еще по доброму десятку характеристик. И в идеальном мире, конечно же, все хотели бы победить, но в реальной жизни команды все же стараются ставить перед собой цели представляющие собой баланс собственных амбиций и возможностей. Нужно всегда держать в уме, что многодневки и супер-многодневки – это как длинная партия в шахматы, в которой нужно учитывать состояние гонщиков и маршрут гонки. То есть в зависимости от состояния гонщиков, цели и стратегия могут меняться.



5. Что такое команда? Сколько в ней человек? Структура и роли? Как формируют состав на гонку?


Велокоманда – это сложный организм который можно разделить на две большие части:


1) соревновательное ядро (велогонщики и спортивные директора);
2) управленческий и обслуживающий персонал (менеджеры, пресс-служба, механики, повара, врачи, специалисты по посадке и физиологическому тестированию итд).


Общее количество человек в команде варьируется и зависит от возможностей и целей команды. Самые большие команды могут позволить себе содержать несколько боевых составов и выступать одновременно на нескольких гонках в разных частях планеты. Состав на каждую гонку подбирается в зависимости от профиля и протяженности трассы с учетом физиологических особенностей гонщиков и их специализации. Каждый состав формируется специально под гонку, с целью завоевать как можно больше мест на подиуме или близко к нему. Как мы уже знаем, бывают плоские и горные гонки. Соответственно составы должны быть заточены либо под одну, либо под другую специализацию. Например состав команды Lotto–Soudal на предстоящий «Тур де Франс» можно назвать спринтерским, то есть разгоняющий поезд и главный герой всего этого процесса – чистый спринтер Андре Грайпель. Противоположным по специализации можно назвать состав команды SKY, он состоит из сильнейших горняков, которые будут помогать своему лидеру Крису Фруму.
 

6. Типы гонщиков и их особенности?


Давайте пойдем по простому пути и сначала оттолкнемся от сложившихся образов бегунов. Марафонцы – это худощавые, жилистые и невероятно выносливые ребята. А спринтеры огромные, с кучей мышц и способны выдавать невероятную мощность на протяжении короткого отрезка времени. В велоспорте картина примерно такая же, но со своими нюансами.


Тип телосложения и мышечная структура играют важнейшую роль в выборе специализации велогонщика. Все сводится к нескольким основным специализациям:


1) Горняк – легкие и чрезвычайно выносливые парни, способные выдавать высокую мощность на протяжении тяжелых подъемов. К этой категории можно отнести таких ребят как Ильнур Закарин, Крис Фрум, Альберто Контадор, Найро Кинтана.


2) Спринтер – чрезвычайно мощный гонщик, который способен выдать пару тысяч ватт чистой мощности на финишном отрезке, тут нельзя не вспомнить Марселя Киттеля, Андре Грайпеля, Александра Кристоффа.


3) Специалист гонок на время, так же известный как «раздельщик» – это люди, обладающие дизельным мотором вместо сердца. Способны стабильно держать высочайшую мощность. Но тут нужно иметь ввиду, что все зависит от профиля «разделки». Если это плоская разделка, то тут побеждают тяжелые и мощные ребята, такие как Тони Мартин, Фабиан Канчеллара или Василий Кириенко. Но если разделка горная, то это территория горняков;


4) Панчер – это специалист условно плоских гонок с короткими, но порой крутыми подъемами длинной не более 3-4 км. Это очень важное качество для гонщиков и играет решающую роль на весенних однодневных классиках. К этой категории можно отнести Петера Сагана, Филиппа Жильбера, Саймона Герранса.

Панчер – это специалист условно плоских гонок

5) Универсал – это уникальные люди, которые способны выступать на высоком уровне в рамках любой дисциплины и на любом рельефе. Сюда можно смело отнести Эдди Меркса, Михала Квятковски, Тони Галлопана.


7. Какой может быть стратегия на гонку/этап? От чего она зависит? Кто ее формирует? Роли гонщиков?


Стратегия на гонку продиктована состоянием и структурой команды. Определяют ее спортивные директора, обычно это очень опытные ребята, имеющие за плечами личный опыт выступления на самом высоком уровне. Если это однодневная гонка, то «партия» разыгрывается по четко прописанным ролям, без права на ошибку. На многодневках и гранд-турах стратегия – это очень динамичное понятие. Так как состояние гонщиков меняется после каждого этапа и приходится вносить коррективы. Если говорить о стратегии команд в которых присутствуют лидеры претендующие на победу в гонке или на этапе, то в общих чертах можно сказать, что основная задача – это доставить лидера команды (независимо от его специализации) до определенной позиции на маршруте откуда можно будет начинать открытые атаки в борьбе за подиум. Для спринтеров на спринтерских этапах – это финишный километр или последние 300 метров. Для горняков – это решающая гора с горным финишем. Подробный обзор тактических приемов на разных рельефах мы возможно опишем в будущих материалах. 


8. Как общаются гонщики и спортивные директора? Какова роль технички?


Как вы понимаете, когда около 150 человек едут на велосипедах условные 150 – 200 км, произойти может все, что угодно. Именно поэтому у спортивных директоров есть прямая связь с гонщиками по радио каналам. Через радио спортивные директора сообщают текущее положение в гонке и корректируют задачи на определенных этапах гонки для отдельных гонщиков или для всей команды. Спортивный директор сопровождает гонщиков в машине технической помощи. В этой же машине находится все, что может пригодится велогонщикам в течение гонки – вода, питание, экипировка для сложных погодных условий, запасные велосипеды/колеса.


В первой части материала мы постарались осветить лишь основные и концептуальные вопросы, возникающие в головах начинающих болельщиков. Для тех, кто решит следить за предстоящей супер-многодневкой «Тур де Франс», завтра мы опубликуем наш традиционный вводный материал с анализом потенциала каждой команды и будем вести ежедневный дайджест с превью и обзором итогов каждого этапа. Это поможет и начинающим и более опытным болельщикам иметь более целостное и стурктурированное представление о гонке. Если у вас есть вопросы, не стесняйтесь, пишите нам их на редакционную почту – editors@gruppetto.ru.


Продолжение следует!

Источник
 
 
Оставить отзыв ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов.